Все мы без исключения являемся потребителями – мы регулярно что-то покупаем, пользуемся услугами компаний, заказываем работы для личных, семейных и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако не все из нас знают, какими именно правами мы обладаем как потребители и как эти права защитить в случаях, когда они нарушаются. К сожалению, такие случаи встречаются повсеместно.
На что же имеет право потребитель?
Основные права потребителей закреплены в Законе РФ «О защите прав потребителей»:
- Право на качество товара (работы, услуги) означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу). В противном случае потребитель вправе потребовать замены некачественного товара, соразмерного уменьшения покупной цены либо совершить иное действие, предусмотренное ст. 18 (касаемо товаров) или ст. 29 Закона (касаемо работ и услуг). Право выбора конкретного действия принадлежит потребителю.
- Право на безопасность гарантирует Ваше право как потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования были безопасны для жизни, здоровья, имущества Вас и иных лиц, которые этим товаром пользуются, а также для окружающей среды.
- Право на информацию означает, что Вы вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Такая информация должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме, обязательно на русском языке (дополнительно могут использоваться языки субъектов РФ и родные языки народов РФ).
- Право на возмещение вреда означает, что если в результате недостатков товара (работы, услуги) жизни, здоровью или имуществу потребителя был причинён вред, такой вред подлежит возмещению в полном объёме при условии, что вред был причинён в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). При этом право требовать такого возмещения вреда признаётся за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
- Право на возмещение убытков означает, что если продавцом (исполнителем) нарушены права потребителя, то понесённые потребителем убытки подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
- Право на компенсацию морального вреда означает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем или иным ответственным лицом прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом размер такой компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.